Концерт-встреча

с Екатериной Мечетиной

09.03.22

19:00

Музей Прокофьева

Презентация нового сольного альбома «Дамы филармонического общества»
Олег Пайбердин. Цикл фортепианных пьес «Дамы филармонического общества»
09.03.22
19:00

Музей С. С. Прокофьева

Москва, Камергерский переулок, д. 6/5, стр. 3

м. Охотный ряд, Пушкинская, Площадь революции

+7 (495) 605-65-15 (доб. 1172)

Екатерина Мечетина
фортепиано
Лауреат семи международных конкурсов
Среди которых конкурс имени Ферруччо Бузони в Больцано, Всемирный конкурс пианистов в Цинциннати – I премия и Золотая медаль
Выступает на всемирно известных сценах
Консертгебау, Ямаха- и Казальс-холл, Театр Елисейских Полей, Зал Гаво, Миланская консерватория, Зал Сесилии Мейрелес, Зал Элис Талли
В 11 лет получила свой первый Гран-при
В 10 лет впервые вышла на большую эстраду, с тех пор ведет исполнительскую деятельность, а также педагогическую – с 2009-го и общественную – с 2011-го
Ярчайший, блистательный талант!
Она — просто чудо! Сенсация!
Родион Щедрин, композитор
Фортепианный цикл «Дамы филармонического общества» (OP 32)
написан Олегом Пайбердиным по заказу Екатерины Мечетиной (и посвящен ей)
при поддержке программы «Ноты и квоты» Союза композиторов России в 2021 году.
Процессы в этой музыке – медитативное развитие, волны-фразы возникают не для нагнетания, – а для пребывания
Сергей Зятьков, композитор
Мелодия здесь словно парит и воспевает, приобретая характер яркий, близкий гимническому
Рауф Фархадов, искусствовед
Сергей Зятьков
«Дамы филармонического общества» — музыка, к которой композитор шёл иногда прямо, иногда обходными путями. Теперь она образовалась, из глубокой внутренней потребности.

Эта музыка из тех, что пишется всю жизнь — и еще несколько месяцев. Суммирующий опыт, множество музыкальных реакций — всё органично связалось и работает в целостном звуковом мире. Сейчас внутреннее ощущение звука композитора равно звуку рояля. Причём студийного рояля, где этому звуку найдено точное пространство. В живых концертах оно тоже должно появляться.

Важная черта современной музыки — своё ощущение саунда, его создание. Современно использование имеющихся парадигм (здесь — романтизм, минимализм), ими композитор пользуется, естественно преодолевая интонационные, гармонические, структурные инерции.

Современно и возвращение к тихому, замедленному проживанию музыки. Процессы в этой музыке — медитативное развитие, волны-фразы возникают не для нагнетания, — а для пребывания.

«Дамы филармонического общества» — посвящения, а не портреты. Венок посвящений.

Пьесы будто для музицирования. Но из-за тонкостей, требующих профессионального исполнения — они всё же для слушания (в тёплой атмосфере, свойственной музицированию).

Слушать, вспоминать и размышлять.
Рауф Фархадов
Само название цикла, апеллирующее к прекрасным дамам… В суете и броуновском движении нашего всё убыстряющегося времени и темпо-ритма бытия, всё меньше места остаётся романтическим порывам, чудесным чувствам, обращению и воспеванию самого возвышенного, что может быть в жизни мужчины — Женщины и Женского образа. И уже одно это отсылает цикл Олега Пайбердина не только к каким-то стремительно уходящим вещам и отношениям, не только к некогда популярной традиции посвящений милым, любезным и дорогим дамам, но и неким ритуально-гимническим смыслам. Как, видимо, без ритуала в человеческой жизни не может быть ничего, так и в музыке без трепетной эмоции и сердцебиения теряется одна из основных её составляющих.

Конечно, пайбердиновский цикл — не есть гимн в его изначально-сакральном понимании, но то, что гимническое начало тут немаловажно, сомнений не вызывает. И одно из его проявлений.

Общее для всех пьес — чем ближе кульминационная зона, а она наступает, как правило, когда музыка достигает верхних регистров, тем эмоциональнее, шире, и, одновременно, одухотворённее мелодическое начало. Мелодия здесь словно парит и воспевает, приобретая характер яркий, близкий гимническому. Только это не экстатично-дионисийский гимн, а лирическая гимническая песнь, где нет пафоса и патетики, и где стандартное, сентиментальное растворяется в радостном и приподнятом.

В отличие от большинства жанров искусства, в гимне абсолютно невозможны негативные, отрицательные, злобные чувства, как не может быть в нём пессимистических настроений, уныния, гротеска, сарказма. Оптимистичный, позитивный, жизнеутверждающий, славильный — такова природа гимна и всякого гимнического.

Но есть и другая музыка нашего дня. И она может быть понятной с первого прослушивания, благозвучной, при этом совсем не банальной; наполненной и свежестью музыкального языка автора в сочетании с большим мастерством звукописи, и огромным количеством мелодических, гармонических, фактурных, акустических идей. Олег пишет именно такую музыку. Олег знает что-то такое, что меня совершенно очаровывает. Он пользуется педалью («душа фортепиано», мы же помним) так, что мне кажется, это понравилось бы и Бетховену, и позднему Шопену, и Равелю. Когда у композитора потрясающий слух — это всегда слышно в его музыке. Иногда так везёт, что фактура новой музыки сама ложится в руки, как будто это написано за инструментом. А иногда от непривычных фактурных или ритмических паттернов вскипает мозг. В этих пьесах удивительно сочетается и то, и другое.

Екатерина Мечетина о произведении «Дамы филармонического общества» Олега Пайбердина
Музей С. С. Прокофьева
Москва, Камергерский переулок, 6

+7 (495) 605-65-15 (доб. 1172)
prokofiev@music-museum.ru
Made on
Tilda